В ПОСЛЕДНИЕ год-два аграрии и рыбоводы стали испытывать острый дефицит воды. Ее не хватает весной после таяния снега, нет летом, нет и осенью, когда,казалось бы, дожди наполняют русла рек и каналов. Проблему в своем районе взялись решать мелиораторы Солигорского ПМС.
После реконструкции реки Морочь, которая производится в настоящее время, появится возможность регулирования уровней воды и улучшения водно-воздушного режима на 20 тысячах гектаров сельхозугодий.Вместе с главным инженером ПМС Гордеем Слагада отправляемся на объект, где работает более десятка единиц мощной техники. Пока едем к людям, наблюдаем такую картину: река в большинстве мест заилилась, обмелела, по обоим берегам – заросли деревьев и кустарника.
– Заиление русла на отдельных участках достигает более одного метра, – комментирует Гордей Викторович. – Естественно, при таких условиях поток воды снижается. А в некоторых местах Морочь и вообще обмелела, даже дно видно. Конечно, в подобных условиях регулировать уровни воды проблематично. К реконструкции мы приступили в конце прошлого года, а в октябре нынешнего комплекс работ должен быть завершен полностью.Согласно проекта, который подготовлен под руководством ГИПа Н.С. Шаранда из РУП«Белгипроводхоз», подчистка русла реки составляет двенадцать кубических метров на одном погонном метре. Работы выполняются на участке, протяженностью восемнадцать километров.Большая часть мероприятий уже выполнена: берега выровнены, русло очищено от ила, сведена древесная растительность. Река заметно стала глубже и полноводней. В процессе работ, как отметил Г.В. Слагада, сведено более двухсот кубометров древесины. Она вывезена из объекта и будет использоваться в котельной для отопления конторы и насосных станций в зимнее время.
Общая стоимость всего комплекса работ составляет свыше одного миллиона рублей. Средства для оздоровления Морочи выделены из областного бюджета. В разговоре с механизаторами узнаем, что работают они сменами по двенадцать часов, а машинисты экскаватора «Hyundai» – круглосуточно.Таких механизмов в ПМС три. Федор Каско, к примеру, трудится машинистом экскаватора 36 лет.Неоднократно его портрет заносился на Доску почета, в качестве ценного подарка за высокие производственные результаты, награжден настенными часами. Федор Николаевич всегда значится в числе передовиков, мастерству управления экскаватором обучил своего сына Сергея. Он теперь его сменщик. Интересуюсь у механизатора: как им работается ночью, когда на объекте нет никого из коллег?
– Нормально работается, уже привыкли, – говорит Федор Николаевич. – В 20 часов заступаем на смену и работаем до восьми утра. Здесь глухое место, людей нет, разве зверь какой пробежит. Но мы на это не обращаем внимания, выполняем свою работу по всем правилам. Ночь пробегает быстро. Такой график нас вполне устраивает. А самое главное – рекордная выработка на «Hyundai».Экскаватор уже имеет ресурс 31 тысячу моточасов! Отечественный механизм такую б нагрузку не выдержал. И у бульдозеристов дел невпроворот. После прохода экскаватора и выброски ила, они разравнивают кавальеры, выравнивают площадку вдоль берега. Получается аккуратно и красиво. В целом сделанное солигорскими мелиораторами впечатляет, река Морочь вновь становится полноводной, широкой и чистой. Ее воды потоком устремились вперед, они, по мере необходимости,будут живительной влагой для сельхозкультур, особенно в засушливое время года.
Валентина НАВАРИЧ.
Минская область.
Фото автора.